Методы социальных исследований можно разделить на две широкие школы:

Количественные модели подходят к социальным явлениям с помощью поддающихся количественной оценке доказательств и часто полагаются на статистический анализ многих случаев (или на специально разработанные методы лечения в эксперименте) для создания обоснованных и надежных общих утверждений. обществознание
Качественные проекты подчеркивают понимание социальных явлений посредством прямого наблюдения, общения с участниками или анализа текстов и могут ставить контекстуальную и субъективную точность выше общности.
Однако ученые-социологи обычно сочетают количественный и качественный подходы в рамках разработки нескольких стратегий. Анкеты, сбор данных на местах, информация из архивных баз данных и лабораторный сбор данных - вот некоторые из используемых методов измерения. Отмечается важность измерения и анализа с акцентом на (труднодостижимую) цель объективного исследования или статистической проверки гипотез.

Во многих случаях математическая модель разрабатывается для описания социальной системы, набора взаимодействующих или взаимозависимых объектов, реальных или абстрактных, образующих интегрированное целое. Математическая модель - это "представление существенных аспектов существующей системы (или системы, которую предстоит построить), которая представляет знания об этой системе в удобной форме". Математические модели могут принимать множество форм, включая, но не ограничиваясь ими, динамические системы, статистические модели, дифференциальные уравнения или теоретико-игровые модели.

Этика в исследованиях человека
Было проведено исследование, которое подняло серьезные этические вопросы, касающиеся использования людей в экспериментальных ситуациях. Например, в известном эксперименте психолога Стэнли Милгрэма измерялась готовность участников подчиняться авторитетной фигуре, которая инструктировала их совершать поступки, противоречащие их личной совести.

С тех пор были предприняты усилия по защите участников и испытуемых от злоупотреблений в ходе клинических испытаний и научных исследований, при этом эти вопросы остаются постоянной темой для обсуждения. В Соединенных Штатах этические принципы были формализованы в отчете Белмонта (1979)[19], за которым последовала Федеральная политика по защите субъектов-людей (1991), неофициально известная как “Общее правило”, Различные дисциплины в рамках социальных наук формализовали свой собственный этический кодекс, такой как Этические принципы психологов.

В целом принципы этических исследований с участием людей включают следующее:

Уважение прав и достоинства личности
Принцип уважения придает большое значение достоинству всех людей и правам отдельных лиц на неприкосновенность частной жизни, конфиденциальность и самоопределение. Краеугольным камнем этого принципа является использование информированного согласия. Это означает, что (а) отдельных людей следует уважать как автономных агентов, способных принимать свои собственные решения, и что (б) субъекты с ограниченной автономией заслуживают особого отношения.

Благотворительность и отсутствие вреда
Принцип благотворительности гласит, что (а) объекты исследования должны быть защищены от вреда и (б) исследование должно приносить ощутимую пользу обществу. Согласно этому определению, исследование, не имеющее научной ценности, автоматически считается неэтичным.

Правосудие
Принцип справедливости гласит, что результаты исследований должны распределяться справедливо. Используемое определение справедливости зависит от конкретного случая и варьируется между "(1) каждому человеку равная доля, (2) каждому человеку в соответствии с индивидуальными потребностями, (3) каждому человеку в соответствии с индивидуальными усилиями, (4) каждому человеку в соответствии с общественным вкладом и (5) каждому человеку в соответствии с заслугами".